Концепции культурных изменений. |
26-02-2018 |
Одной из самых известных авторских теорий культурного развития является концепция Карла Ясперса (1883-1969), немецкого философа, который разработал и ввел в культурологию такое понятие, как "осевое время". Ясперс видит в мировой истории четыре гетерогенные (т.е. разнопорядковые, разные по сути и критериям) периода: 1. Прометеевский эпоха. Период возникновения языка; изобретения первых орудий труда; начало использования огня. Человек - родоплеменная существо, не имеет выраженной индивидуальности. 2. Великие культуры древности (V-III тыс. до не.; Египет, Месопотамия, Индия, Китай). Период возникновения государства; начало разделения труда начало становления человека современного типа. Время локальных культур. 3. "Осевое время" (VIII-II вв. До н.э.). Период духовного формирования человека; задается масштаб для всей последующей истории. Становление истории человечества именно как мировой. 4. Научно-техническая (или друга прометеевский) эпоха (с XVII в. До нашего времени). К. Ясперс вводит также понятие "двух дыханий" человеческой истории. Первый дыхание истории длился от прометеевской эпохи до "осевого времени". Второе дыхание прогнозируется Ясперсом от второй прометеевской эпохи (т.е. современной научно-технической) из-за образования культур, аналогичных по значению большим культурам древности, до второго "осевого времени". В целом можно заметить, что, как и в случае с определением сущности культуры (см. тему 1), большинство рассмотренных теорий культурного развития не столько расходятся между собой по существу, сколько отличаются особым ракурсом научного видения и аспектом исследования и, отсюда, выбором проблемы и объекта научного анализа и методологии. Таким образом, почти все упомянутые подходы скорее дополняют друг друга, чем взаимно отрицают. Так, вряд ли кто из поклонников упомянутых концепций отрицать наличие культурного развития (собственно культурной эволюции), сравнив человека и культуру каменного века и современности. Очевидно также, что в разрезе таких масштабных сравнений земная цивилизация представляет скорее целостность и единство, чем совокупность отдельных культурно-исторических типов. Вместе фактом является и существование на протяжении всей истории более-менее выделенных, отдельных, иногда даже хронологически и территориально замкнутых культур. А уникальность и стремление национальных и региональных культурных сообществ к сохранению подлинности диалектически сочетаются с процессами ендосмосу.
Другие статьи по теме: Свобода совести в Конституциях стран членов и не-членов ООН.
Современное парикмахерское искусство
Христианская церковь и ее влияние на государство и право в период средневековья
Эволюционистская парадигма культурного развития.
Василь Стефаник
Добавить комментарий:
Новые фотографии:
 Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 462.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 309.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 352.57 kb |
|